Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
Вследствие целого ряда причин у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушаются, речевая активность у детей резко снижена. Пальчиковый кукольный театр в таком случае может служить средством для активизации речевой деятельности детей. Его основные цели:
- стимулировать развитие речи, внимания, памяти
- улучшать координацию движений
- развивать звуковую культуру речи
- развивать образное мышление
- развивать глагольный словарь, словарь признаков
- обогащать словарь за счет слов— синонимов, антонимов
- развивать связную речь
В логопедической работе можно использовать как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Используется:
— для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)
— для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)
Речевой материал закрепляется через пальчиковый театр, поэтому прослеживается связь с лексической темой занятия.
Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).
Или, например,: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)
Сначала проводится предварительная работа: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.
Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Таким образом, решаются следующие задачи:
— повышение мотивации и потребности в речевом общении
— правильная оценка речевой ситуации
— усиление контроля за речью
— подражание речевому образцу
Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:
— регулирует психоэмоциональное состояние детей
— формирует положительную мотивацию к занятиям
— помогает преодолевать барьер в общении
— создает ситуацию успеха для каждого ребенка
— создает эмоционально— благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия
— тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.